SoftAdvisor
Интервью

Minervasoft: «Наша цель – сделать так, чтобы ИИ стал полноценным помощником для компаний и сотрудников»

Minerva Knowledge – это система управления знаниями от разработчика Minervasoft. Компания занимается комплексным внедрением менеджмента знаний, помогает запустить процессы и культуру, создать «единый источник правды» для сотрудников и фундамент для подключения GenAI-агентов.

Мы поговорили с Алексеем Зобниным, сооснователем Minervasoft, и узнали больше о возможностях системы, ее уникальных функциях и планах развития. Также обсудили, куда движется рынок платформ управления знаниями и почему внедрение искусственного интеллекта невозможно без подготовки информационного фундамента.
Алексей Зобнин

Сооснователь компании Minervasoft.

Реализовал десятки масштабных проектов в ведущих российских компаниях: Госуслуги, ВТБ, Ростелеком, Qiwi, Совкомбанк, Купер, Делимобиль и других.

Наши вопросы эксперту:

  1. Расскажите в целом о вашей компании: чем занимаетесь, какие ключевые этапы ее развития вы бы выделили?
  2. Кто ваш идейный вдохновитель?
  3. Расскажите подробнее о системе Minerva Knowledge: что это за инструмент, для чего нужен?
  4. Чем Minerva Knowledge отличается от аналогичных продуктов на рынке? Каким функционалом обладает?
  5. Чего, на ваш взгляд, не хватает продукту или над чем еще предстоит поработать?
  6. Кто обычно является клиентом Minerva Knowledge?
  7. Какие боли клиентов помогает закрыть ваш продукт?
  8. Можете привести конкретные примеры?
  9. Расскажите о планах развития продукта. Что нового появится в ближайшее время?
  10. Как прошли последние 3 года вашей работы? Что изменилось за это время?
  11. Какие тренды в развитии сервисов для организации вы видите? Как, на ваш взгляд, они будут выглядеть в будущем?
  12. Что бы вы посоветовали предпринимателям и компаниям, которые только думают о внедрении такого сервиса?

Алексей, расскажите в целом о вашей компании: чем занимаетесь, какие ключевые этапы ее развития вы бы выделили?

Minervasoft – лидер российского рынка управления знаниями, согласно многочисленным исследованиям и рейтингам. Наши продукты входят в реестр российского ПО и могут быть использованы при импортозамещении Confluence и SharePoint. В настоящий момент общее число пользователей платформы превышает 200 тысяч человек.

В 2019 году мы начинали как IT-стартап для клиентского сервиса, в 2021-ом стали первыми в России, Германии и СНГ, кто объединил систему управления знаниями и систему управления обучением в одной платформе. А еще запустили публичный портал. Это позволило сделать платформу, в которой знания компании используются для решения вопросов клиентов, партнеров и соискателей.

Тогда же сообщество IT-руководителей Global CIO признало кейс внедрения базы знаний на 20 тыс. сотрудников в Совкомбанке «Проектом года», а Minerva Knowledge стала лидером профессионального исследования экспертов индустрии контакт-центров и CX CCGuru.

В 2022 году у нас появился новый продукт – авторская методология менеджмента знаний Minerva Result. С тех пор мы реализовали десятки комплексных внедрений в крупнейших российских компаниях – Самолет, РСХБ, Делимобиль, Совкомбанк, Мосэнергосбыт, Купер, Эр-Телеком Холдинг, ЦУМ и других.

Кроме того, в нескольких направлениях получили премию «Преображение», дважды возглавили независимое исследование KMS Tools, выиграли премию CNews «Импортозамещение года» за замену Confluence в производственной компании «Систэм Электрик» и получили награду Data Award за создание тиражируемых подходов.

В 2024 году вместе с Ассоциацией российских специалистов и экспертов менеджмента знаний «КМ Альянс» мы запустили первую платформу по обучению менеджменту знаний в России. А в 2025-ом анонсировали грантовую программу повышения квалификации. На текущий момент продолжаем прием заявок.

Сегодня в портфеле Minervasoft – масштабные проекты менеджмента знаний «под ключ» для крупного и среднего бизнеса. Мы активно развиваем GenAI-направление, создаем продукты на стыке доставки знаний и повышения эффективности сотрудников, адаптируем авторскую методологию Minerva Result под разные ниши и стабильно занимаем лидирующие позиции на рынке.

Кто ваш идейный вдохновитель?

Идею создать базу знаний с классным поиском мы придумали вместе с партнерами. Нас объединял опыт в IT и клиентском сервисе, поэтому выбор ниши был определен. Мы изучили рынок и нашли одно свободное перспективное направление – системы управления знаниями.

Во время первых продаж в России почти не было таких решений. Но, безусловно, мы вдохновлялись ближайшими аналогами: Confluence стал примером в работе с неструктурированным текстом, Notion и Lighthouse отличались подходом к созданию баз данных и структурированного контента, Яндекс и Google были ориентиром в развитии качественного и быстрого поиска.

Мы не пытались повторять чей-то опыт, а изначально создавали уникальную ценность, которую западные вендоры не могли дать российскому рынку. Большинство систем было сфокусировано на хранении знаний, мы же решили вопрос их своевременной актуализации и доставки сотрудникам. Знания должны работать на бизнес, а не наоборот – мы развиваем эту идею уже больше 6 лет и подтверждаем ее в своих продуктах.

Расскажите подробнее о системе Minerva Knowledge: что это за инструмент, для чего нужен?

Minerva Knowledge – система управления знаниями полного цикла для быстрого решения инцидентов и повышения качества релизов. Помогает организовать совместную работу, основанную на знаниях, обеспечивает быстрый доступ к опыту команды и прозрачный подход к созданию продукта, ускоряет решение задач с помощью GenAI.

Чем Minerva Knowledge отличается от аналогичных продуктов на рынке? Каким в целом функционалом обладает?

Одна из фишек системы – гибридный корпоративный поиск с анализом поведения пользователей. Продукт сочетает несколько технологий: морфологический поиск (по ключевым словам), семантический поиск (по смыслу), ИИ-поиск в формате вопрос-ответ и диалоговый GenAI-агент. Наш ассистент Minerva Copilot встраивается в виде виджета в любую рабочую систему (CRM, Service Desk, таск-трекер, IDE) и дает ответы на основе знаний в зависимости от контекста.

Еще одна отличительная черта – наличие авторской методологии Minerva Result, о которой я рассказывал выше. Она помогает делать больше меньшим ресурсом, масштабировать экспертизу и улучшать конкретные бизнес-метрики: ускорять обработку обращений, сокращать расходы на поддержку, время онбординга и адаптации сотрудников, повышать качество обслуживания и эффективность внедрения ИИ. GenAI-помощник, подключенный к базе знаний, созданной по методологии Minerva Result, выдает корректные ответы в среднем в 94% случаев.

Другие уникальные функции:

  • Собственная LXP-платформа Minerva Learn, в которой можно собирать учебные курсы из статей в базе знаний, как из кубиков Lego.

  • Полностью защищенный портал самообслуживания Minerva Portal с документацией, созданной на основе знаний сотрудников. Он позволяет искать информацию с помощью поисковой строки и GenAI-помощника.

  • Совместный редактор с возможностью одновременной работы пользователей, комментированием и различными макросами для встраивания графиков, диаграмм Draw.io и PlantUML и контента из Figma, Miro или Google Docs.

  • Автоматический мигратор из Confluence, SharePoint, Notion и других сервисов.

Чего, на ваш взгляд, не хватает продукту или над чем еще предстоит поработать?

Долгое время мы стремились быть лучшими во многих вещах, и у нас это получилось. Сегодня перед нами стоит задача сделать качественный продукт по менеджменту знаний доступным.

Кто обычно является клиентом Minerva Knowledge?

Наши клиенты – крупный и средний бизнес из самых разных отраслей, включая финтех, ретейл, FMCG, промышленность, IT и другие направления.

Такие организации работают с большим объемом информации и предъявляют высокие требования к системам управления знаниями: необходима высокая производительность на разном оборудовании сотрудников, а также удобство как для бизнес-пользователей, так и для IT-подразделений. Все это способствует созданию единой корпоративной платформы знаний.

Какие боли клиентов помогает закрыть ваш продукт?

Продукт закрывает разные боли, в зависимости от пользователя: IT-поддержка, разработка, клиентский сервис, производства, HR и другие. Если обобщать, то это: низкое качество продукта или обслуживания, разрозненность IT-систем и высокие затраты на поддержание работы команд, дефицит квалифицированных кадров, длительный онбординг и адаптация, импортозамещение и другие боли.

Можете привести конкретные примеры?

  • Один из кейсов – цифровизация технической поддержки Байкал Электроникс, одного из ключевых игроков российского рынка микроэлектроники.

У клиента было несколько вызовов: множество разрозненных источников, 25% рабочего времени уходило на поиск информации, онбординг занимал от 3 до 6 месяцев. И цель – создать единую сквозную среду поддержки с ИИ для всей цепочки производства.

После внедрения системы управления знаниями удалось сократить время онбординга до 1 месяца и увеличить скорость поддержки: на 25% сократить время поиска информации, на 40% снизить нагрузку на специалистов, обеспечить передачу знаний и экспертизы клиентам без посредников.

  • Миграция базы знаний российской производственной компании Систэм Электрик из Confluence в Minerva Knowledge.

После ухода Atlassian из России компании нужно было найти on-premise-решение, которое входит в реестр российского ПО, отвечает требованиям безопасности и позволяет бесшовно и быстро мигрировать из Confluence с сохранением всего контента и закрепленных ролей.

За 5 месяцев команда смогла полностью и без потерь переехать в Minerva Knowledge. В процессе также удалось в 3,5 раза увеличить количество пользователей базы знаний, в 5 раз увеличить количество статей и средний рост знаний сотрудников.

  • Ускорение работы технической поддержки Эвотор – российского разработчика решений для автоматизации торговли.

Специалисты техподдержки Эвотор регулярно обращались к инструкциям, регламентам и новостям. При этом в компании не было базы знаний: материалы размещались хаотично, контент не структурировался, а информирование об изменениях не было налажено.

После внедрения Minerva Knowledge удалось в 3 раза сократить среднее время обслуживания, на 10% увеличить удовлетворенность пользователей и обеспечить рост конверсии в допродажи в 3,5 раза.

Много других кейсов также можно посмотреть на нашем сайте.

Расскажите о планах развития продукта. Что нового появится в ближайшее время?

Мы продолжаем развивать платформу, в центре которой находятся знания, и создаем полноценную экосистему для решения задач на их основе – с помощью ИИ-помощников, гибкого обучения, портала поддержки, работы с документацией и других возможностей. Также видим большой потенциал во взаимодействии с внешними источниками, чтобы сотрудники могли работать еще эффективнее и качественнее, и движемся в этом направлении.

Кроме того, мы усиливаем систему с точки зрения импортозамещения Confluence и создаем новые направления: управление документацией и требованиями к продукту в одной платформе, автоматизированное создание документов на основе знаний и другие.

Конечно же, параллельно мы активно применяем ИИ в разных частях системы. Используем экспертизу, накопленную в методологии Minerva Result, и внедряем модули, которые позволяют ИИ оценивать качество знаний и рекомендовать улучшения авторам, которые их создают. Разрабатываем AI-тренажер в Minerva Learn для отработки навыков диалога с клиентами – в поддержке, продажах и других направлениях.

Наша цель – чтобы корпоративные знания были доступными, качественными и полезными, а ИИ стал полноценным помощником для компаний и сотрудников.

Как прошли последние 3 года вашей работы? Что изменилось за это время?

За последние три года многое изменилось.

Появилось большое количество запросов на импортозамещение. Мы реализовали десятки интересных проектов, в том числе сложных и масштабных, когда приходилось многое пересматривать на ходу. Таким образом сильно повысили производительность и отказоустойчивость нашей системы, расширили экспертизу команды и в короткие сроки приобрели опыт, который другие вендоры формируют годами, получили различные награды и высокую оценку профессионального сообщества.

Бизнес стал проявлять большой интерес к продуктам, связанным с ИИ, начал активно экспериментировать и искать разные возможность повышения качества данных. Это также стало одной из причин двукратного роста спроса на проекты менеджмента знаний и увеличению их трудоемкости на 80%.

Какие тренды в развитии сервисов для организации вы видите? Как, на ваш взгляд, они будут выглядеть в будущем?

Мы наблюдаем мировой тренд, связанный с повышением требований к качеству корпоративных знаний, и видим, что интерес к менеджменту знаний набирает обороты. Особенно в контексте агрегации знаний для передачи GenAI и помощи командам.

Я думаю, в перспективе у каждого сотрудника появится персональный ИИ-ассистент, который будет опираться на корпоративные данные, готовить отчеты, подсказывать ответы и помогать решать различные задачи. Мы уже реализуем такие пилотные и коммерческие проекты, и ожидаем, что в будущем их число продолжит стабильно расти.

Что бы вы посоветовали предпринимателям и компаниям, которые только думают о внедрении такого сервиса?

Начинающим предпринимателям, которые только строят компанию, я бы посоветовал создать одно пространство и договориться с командой, что все дела и знания вы будете вести там с минимум ограничений. Со временем, когда накопится достаточно информации, вы почувствуете потребность в менеджменте знаний, поймете, что нужно переработать структуру, создать ролевую модель, шаблоны, построить онтологические модели с помощью фильтров или тегов. Но на старте это не нужно – достаточно просто избавиться от потенциальной проблемы, связанной с большим количеством разрозненных источников.

Для средних и крупных компаний, у которых в каком-то виде уже присутствует база знаний, я бы порекомендовал обратить внимание на два аспекта. Первый – технический. Система должна быть удобной, быстрой, функциональной, с хорошим поиском, редактором и отчетностью. Второй — культурный. Это сами процессы управления знаниями и методология, которая помогает поддерживать актуальность, качество и доступность информации.

Иногда достаточно провести аудит, после которого будет понятно, как лучше поступить в вашей ситуации: нужно ли сейчас продвинутое решение или можно подождать, стоит ли глобально перерабатывать процессы или достаточно сделать небольшую шлифовку. Мы готовы помочь вам с этой задачей и поделиться накопленным опытом.
Рекомендуем почитать