SoftAdvisor
Интервью

«CRM-система – это как мышцы поверх скелета»

RetailCRM – одна из ведущих CRM-систем на российском рынке, которая с самого начала ориентировалась на потребности ритейла и e-commerce.

Мы поговорили с Николаем Владимировым, менеджером партнерской программы RetailCRM, и выяснили, какие возможности предлагает этот инструмент, как помогает увеличивать продажи с помощью CRM-маркетинга и о чем стоит знать предпринимателям, прежде чем внедрять CRM-систему.
Николай Владимиров

Менеджер партнерской программы RetailCRM.
5 лет опыта в клиентском обслуживании. Опыт аналитика по оптимизации процессов клиентского опыта в банковской сфере.

Наши вопросы эксперту:

  1. RetailCRM – один из лидеров рынка CRM-систем. Каковы основные ценности вашей компании и как они отражаются в продукте?
  2. Как появилась система RetailCRM? Расскажите об истории ее создания.
  3. А можете рассказать о самой системе? Какие у нее есть особенности, чем она отличается от аналогичных решений?
  4. Кто ваш клиент? По большей части это ритейлеры?
  5. Какие проблемы чаще всего помогает решать система RetailCRM? Можете привести кейсы?
  6. Какой функционал RetailCRM помогает клиентам именно в CRM-маркетинге?
  7. В RetailCRM есть AI-инструменты. Расскажите о них: для чего нужны, какие задачи выполняют?
  8. Ваши клиенты часто используют AI-инструменты?
  9. Какие у вас в целом планы развития системы на ближайшие 3-5 лет?
  10. Как вы считаете, ритейлеры сегодня могут обойтись без CRM-систем? Например, ограничиться той аналитикой, которую предлагают маркетплейсы, соцсети.
  11. Как вы считаете, «достучаться до своего клиента», чтобы он получил нужное предложение в нужное время, – это проблема магазина или CRM-системы?
  12. Какие вы наблюдаете тенденции, тренды в развитии CRM-маркетинга в России?
  13. Какие советы вы бы могли дать предпринимателям, руководителям, которые думают о внедрении CRM-системы?

RetailCRM – один из лидеров рынка CRM-систем. Каковы основные ценности вашей компании и как они отражаются в продукте?

По поводу лидерства – в рейтинге CRM-систем в 2024 году мы действительно заняли лидирующие позиции, вошли в ТОП-3 лучших CRM на рынке.

Что касается ценностей, для нас очень важно, чтобы бизнес выстраивал долгосрочные отношения со своими клиентами. Поэтому мы сейчас ориентируемся на работу с клиентской базой и CRM-маркетинг. Помогаем организовать взаимоотношения компаний с клиентами так, чтобы бизнес мог автоматизировать коммуникации, улучшить сервис и увеличить продажи.

Также мы активно работаем с нашими партнёрами. Сейчас проводим для них обучения и в целом прокачиваем это направление.

Как появилась система RetailCRM? Расскажите об истории ее создания.

В 2006 году наш директор Дмитрий Бороздин вместе с своими партнёрами основал агентство по разработке и сопровождению интернет-магазинов. В какой-то момент от клиентов стало приходить много запросов на внедрение CRM-системы – программного обеспечения, которое помогает вести коммуникации с покупателями и увеличивать продажи.

В то время для этого обычно использовали 1C. Но Дмитрий с партнерами поняли, что пришло время создавать свою CRM-систему, которая будет проще, удобнее и заточена именно под электронную коммерцию. Так в 2013 году появилась RetailCRM.

А можете рассказать о самой системе? Какие у нее есть особенности, чем она отличается от аналогичных решений?

RetailCRM – это специализированная система для e-commerce и ритейла, которая позволяет обрабатывать заказы, делать рассылки, продавать в соцсетях и мессенджерах, настраивать программу лояльности и собирать свой сайт.
Наши основные преимущества – это:

  • Единое окно. В RetailCRM есть более 100 готовых интеграций с сервисами, которые ритейлеры используют каждый день. Это CMS, маркетплейсы, соцсети, мессенджеры, службы доставки, платёжные системы и другие. Разные процессы сосредоточены в одной системе, что экономит время сотрудников.
  • CRM-маркетинг. В системе можно сегментировать клиентскую базу и работать с ней, делать массовые рассылки, запускать триггерные сценарии, проводить A/B-тестирование. Всё это помогает удержать клиента и увеличить повторные продажи.
  • Аналитика и отчетность. Менеджеры и руководитель могут отслеживать динамику по разделам «Заказы», «Клиенты», «Товары», «Менеджеры», «Коммуникации», «Финансы» и вовремя корректировать бизнес-процессы.
  • Мобильное приложение. Оно поддерживает полный функционал обработки заказов для менеджеров, есть построение маршрутов и оплата по QR-коду для курьеров, аналитика для руководителя.
  • Поддержка клиентов. Наши клиенты могут напрямую обратиться к своему аккаунт-менеджеру в личном кабинете и по телефону.

Еще мы очень гордимся стабильностью нашей системы. Если вы откроете любые отзывы, то увидите, что клиенты часто это отмечают.

Кто ваш клиент? По большей части это ритейлеры?

Да. В основном, это компании в сфере e-commerce. Кто-то внедряет систему для интернет-магазина, кто-то – для розничных точек продаж, кто-то – для сферы услуг.

Если говорить о географии, мы работаем с Россией и странами СНГ. У нас есть интеграторы в Узбекистане, Казахстане, Республике Беларусь и других странах. Помимо этого, продукт представлен на рынках Латинской Америки, Европы и США, но это отдельное направление.

Какие проблемы чаще всего помогает решать система RetailCRM? Можете привести кейсы?

Прежде всего, система помогает увеличить число заказов, быстрее их обрабатывать и повышать конверсию в заказ из чатов и рассылок. Также благодаря CRM растет лояльность клиентов, а расходы на коммуникации сокращаются.
Из кейсов могу вспомнить следующие:

  • LoveLace, белорусский бренд нижнего белья. До внедрения RetailCRM обработка заказа занимала 15 минут. С заказами работали 4-5 менеджеров, они постоянно переключались между разными программами и теряли время. После внедрения RetailCRM с заказами даже в дни пиковой нагрузки справляется 1 сотрудник и обрабатывает их за 5 минут. В результате теперь 80% переписок с клиентами заканчиваются покупкой.

  • 2scoop, федеральная сеть магазинов спортивного питания, одежды и аксессуаров для фитнеса. У компании 33 офлайн-точки в 14 городах России, есть собственное производство и торговая марка. Внедрение RetailCRM помогло:
  1. Увеличить возвращаемость клиентов. Регулярные напоминания о скидках, поздравления с днем рождения и информация о накопленных баллах увеличили повторные покупки.
  2. Вовремя корректировать стратегию. Телеграм-бот регулярно передает данные из RetailCRM, что позволяет отслеживать статистику новых и вернувшихся клиентов.
  3. Оптимизировать скидки в зависимости от региона и сохранить рентабельность. Отчеты RetailCRM показывают количество чеков, сумму продаж и процент дисконта по каждой точке.
  4. Упростить коммуникацию. Модуль «Чаты» в RetailCRM объединил все каналы общения с клиентами (ВКонтакте, Телеграм, WhatsApp, Viber) в одно окно, что уменьшило нагрузку на сотрудников и сделало общение более эффективным.

  • Chocoroom, производитель клубники в шоколаде. Внедрение RetailCRM позволило компании:
  1. Повысить конверсию рассылок. Chocoroom достигли 20% конверсии из email-рассылок и доказали, что email-маркетинг работает.
  2. Быстро и легко создавать рассылки, используя конструктор писем в RetailCRM. Шаблоны экономят время, так как менеджеру нужно только обновить текст и добавить товары.
  3. Поддерживать высокий уровень лояльности клиентов и LTV. Этому помогли каскадные рассылки и гибкая сегментация клиентов.
  4. Обрабатывать 5 000 сообщений от клиентов в месяц и сократить время ответа до 1 минуты. Интеграция RetailCRM с мессенджерами и соцсетями улучшает коммуникацию и снижает риск потерять заказы.

Какой функционал RetailCRM помогает клиентам именно в CRM-маркетинге?

Во-первых, система позволяет сегментировать клиентскую базу. Для сегментации можно использовать различные параметры – пол, возраст, географию, средний чек, интересующие товары, реакцию на рассылки. Сегменты могут быть как статическими, так и динамическими. Статические сегменты – это те, которые мы собираем один раз, например, для какой-то разовой акции. Динамические сегменты постоянно изменяют свое количество, в зависимости от того, как очередной клиент попадает под условия сегментов, либо перестает им соответствовать.

Во-вторых, всю эту информацию можно использовать в рассылках и триггерных сценариях. Например, настроить welcome-цепочку для новых клиентов или тех, кто перешёл на VIP-уровень. Также есть допродажи, брошенные корзины и напоминания, что товар вот-вот закончится. Всего сейчас 10 маркетинговых правил, и мы добавляем новые по мере развития.

Третья важная функция – разные каналы коммуникаций. Компания может общаться с клиентами и делать рассылки по email, SMS и в WhatsApp. WhatsApp сейчас самый дорогой канал связи, но у него и самый высокий процент открытий.

В RetailCRM есть AI-инструменты. Расскажите о них: для чего нужны, какие задачи выполняют?

Да, AI-инструменты у нас есть и мы их активно развиваем. Например, уже сейчас с помощью искусственного интеллекта можно:

  • Транскрибировать звонки. AI-бот преобразует записи звонков в текст, чтобы можно было быстро просмотреть содержание и найти нужную часть разговора.
  • Размечать звонки тегами. Бот присваивает звонку тег, чтобы сотрудники сразу поняли результат разговора. Например, закончился диалог продажей или нет. По тегам можно классифицировать звонки и строить аналитику.
  • Расшифровывать голосовые сообщения в чатах. Бот автоматически преобразует аудиосообщения в текст, с которым удобно работать менеджеру.
  • Составлять резюме переписок. После чата с клиентом бот делает краткое содержание переписки. Это позволяет ещё быстрее отвечать клиентам в соцсетях и мессенджерах.
  • Оценивать работу менеджеров в звонках и чатах. По заданным критериям бот оценивает, как менеджер общался с клиентом, и делает отчёт.

А ваши клиенты часто используют AI-инструменты?

Да, достаточно часто, потому что они упрощают работу менеджеров. Например, благодаря боту транскрибации нашим клиентам удаётся:

  • экономить 90% времени на прослушивании звонков;
  • повышать эффективность звонков и больше продавать по телефону;
  • контролировать менеджеров и делать работу прозрачной;
  • быстрее улаживать конфликты.

Замечу, что мы и сами внутри компании часто пользуемся этими инструментами.

Какие у вас в целом планы развития системы на ближайшие 3-5 лет?

О стратегических планах пока рассказать не могу. Но, как уже говорил, мы активно работаем над развитием блока CRM-маркетинга, так как он значительно улучшает показатели бизнеса наших клиентов. Также сотрудничаем с маркетинговыми агентствами, чтобы сделать систему более функциональной для них.

В целом при планировании мы отталкиваемся от потребностей клиентов: изучаем обратную связь и заказываем аудиты, чтобы добавлять новые полезные функции.

Как вы считаете, ритейлеры сегодня могут обойтись без CRM-систем? Например, ограничиться той аналитикой, которую предлагают маркетплейсы, соцсети.

И да, и нет. Компании, которые занимаются реализацией товаров, почти всегда заводят дополнительные каналы коммуникации с клиентами. То есть, мы видим, что магазины на маркетплейсах все равно создают свои сайты и аккаунты в соцсетях.

Получается, у них уже более одного канала поступления заказов. Тут и возникает потребность в CRM-системе, чтобы все упорядочить и видеть общую картину бизнеса.

Как вы считаете, «достучаться до своего клиента», чтобы он получил нужное предложение в нужное время, – это проблема магазина или CRM-системы?

CRM-система может помочь, но многое зависит от того, насколько хорошо компания выстроила свои процессы, насколько она понимает свою аудиторию. Если бизнес не желает прислушиваться к клиентам, то от внедрения CRM-системы толку будет мало.

Чтобы все заработало, должны быть первично выстроены процессы и общение. А CRM-система – это уже как мышцы поверх скелета.

Какие вы наблюдаете тенденции, тренды в развитии CRM-маркетинга в России?

CRM-маркетинг активно трансформируется благодаря новым технологиям. Вот ключевые тренды:

  • Telegram, WhatsApp и другие платформы становятся основными каналами взаимодействия с клиентами. Telegram, в частности, набирает обороты благодаря удобству и функциональности.
  • Искусственный интеллект анализирует поведение клиентов, автоматизирует рутину и помогает создавать персонализированные предложения, повышая лояльность и конверсию.
  • Нейросети уже генерируют тексты, изображения и видео, но их потенциал гораздо шире. В будущем нейросети будут предлагать уникальные сценарии взаимодействия, основываясь на данных и трендах.

Если подытожить, CRM-маркетинг становится умнее, быстрее и клиентоориентированнее. Те, кто внедрят эти технологии, получат преимущество в борьбе за клиентов.

Какие советы вы бы могли дать предпринимателям, руководителям, которые думают о внедрении CRM-системы?

Прежде всего, компания должна понимать, чего она хочет от CRM-системы. Нужно обращать внимание на структуру своего бизнеса, на бизнес-процессы, на то, как проходят сделки. Также стоит с самого начала фокусироваться на работе со своей клиентской базой.

Важно не стесняться общаться с вендором. Мы тоже заинтересованы в том, чтобы у клиента бизнес рос и развивался. Поэтому с удовольствием даем рекомендации на основе своего опыта. Сейчас как раз активно профилируем клиентов и помогаем им настроить маркетинг под их бизнес.
Рекомендуем почитать